Каравай хлеб соль


откуда пошел этот обычай — Рамблер/женский

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба — смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода — мясо домашнего скота, для земледельца — основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой — пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб — сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб — Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок — «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба — и пусть! Остался недоеденным кусок — а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать — будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб — первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль — к беде, ссоре, ведь соль — символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым“, пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем“ ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, „юдашом околелым“».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

woman.rambler.ru

кто его должен выносить и как "зашифровать" в нем пожелания молодым

Много традиций, в том числе и свадебных, пришло к нам из Америки и Европы. Однако и родные славянские обычаи живы и почитаемы на протяжении многих веков. Например, на Руси родители жениха встречали молодоженов свадебным караваем. Этой традиции придерживаются многие пары и сегодня.

Хлеб да соль!

В древности на Руси круглый хлеб ассоциировался с достатком, богатством, а соль считалась оберегом от нечистых сил и символом светлых помыслов и безгрешности души. Поэтому традиция встречать гостей хлебом и солью связана не только со свадебной церемонией.

Румяным караваем приветствовали хозяйки дома желанных визитеров. Встреча гостя свежим хлебом способствовала установлению доверительных, дружеских отношений и призывала на участников встречи божью милость.

Каравай на свадьбе

В Древней Руси круглый сдобный каравай являлся атрибутом благословения молодой семьи на счастливую, долгую жизнь. Избранница сына, по традиции, приходила в семью жениха, и его родители встречали молодоженов на пороге дома с особенным свадебным караваем.

Круглая форма хлеба напоминает солнце, дарующее земле плодородие, а народу благополучие и сытость. Во время обряда с караваем новобрачные получали эти искренние пожелания.

Традиционно на Руси браки заключались в церкви. Поэтому на венчание также пекли каравай, который молодожены оставляли в дар после церемонии.

Приготовление свадебного хлеба

Большое значение наши предки придавали приготовлению свадебного каравая. Замешивать сдобное тесто и выпекать праздничный хлеб доверяли замужней женщине из рода жениха, которая была счастлива в браке и имела много здоровых детей. Считалось, что с хлебом она передаст свою позитивную энергию молодоженам.

По традиции, для выпечки пышного каравая вода бралась из семи колодцев, а мука из семи мешков. Каравай пекли накануне свадебного торжества огромного размера, какой возможно было поместить в печь.

Отправить хлеб в печку доверяли сильному крепкому женатому мужчине, верному своей супруге. Этот этап символизировал процесс зачатия потомства.

Готовый свадебный хлеб прятали от посторонних глаз до проведения обряда встречи новобрачных в родительском доме.

Символика

Свадебный хлеб украшался особенными символами:

  • кольца – традиционный атрибут брака,
  • колоски или виноградные грозди – символ достатка и плодородия,
  • лебеди или голуби – знак верности молодых супругов,
  • роза – пожелание красоты и женственности невесте,
  • калина – символ единения и любви молодоженов,
  • коса – признак готовности невесты стать верной супругой и хорошей матерью.

После встречи новобрачных в родительском доме каждый гость, в знак присоединения к пожеланиям, должен был отведать каравай. И даже при большом количестве приглашенных гостей не стоит печь несколько изделий, так как каждый возьмет лишь маленький кусочек как символ благополучия и удачи.

Каким должен быть свадебный хлеб

В древности по виду каравая предсказывали судьбу молодоженов. Так, чем пышнее и выше получался хлеб, тем благополучнее сложится семейная жизнь. О сварливом характере супруга говорила слишком румяная корочка.

Если каравай украшали парой птиц (голубей или лебедей), они непременно должны были смотреть друг на друга. Если фигурки при выпекании отклонялись, то верность будущих супругов вызывала сомнения.

Плохой приметой считается треснувший каравай.

Как проходит обряд встречи молодоженов

Для проведения обряда потребуются еще некоторые атрибуты:

  • На "макушке" каравая устанавливается солонка с солью (или при выпекании делается специальное углубление).
  • Свадебный хлеб преподносят на новом красивом рушнике (расшитом полотенце).
  • Родители благословляют новобрачных иконой.
  • По окончании обряда все поздравляют молодых бокалом вина.

Согласно древним славянским традициям, встречают молодоженов родители жениха на пороге своего дома. Мать держит каравай на рушнике и произносит напутствия. Если каравай получался очень большим, родители преподносили его вместе. Рушник для обряда выбирали с птицами, соколами, петухами или павлинами, вышитыми красными нитками.

Обязательно в приветственной речи мама советует беречь свое счастье и в любой затруднительной ситуации за советами обращаться к родителям или более старшим членам семьи. Согласно традиции, мать жениха, принимая сноху в дом, нарекает ее дочкой, а невестка называет свекровь мамой.

Отец благословляет новую семью иконой – символом духовных традиций.

Сегодня торжества чаще всего проводятся в кафе или ресторане, поэтому встречают молодую семью после регистрации брака или венчания с караваем на пороге заведения.

Что должны сделать молодые

Во время обряда, по обычаю, определяется глава новой семьи. Жених и невеста по очереди откусывают от каравая с разных сторон. Кто откусит кусок побольше, тот и будет хозяином в доме. А кто-нибудь из близких родственников в этот момент, дабы развеселить гостей и новобрачных, шутит, что тот, кто откусил больше, тот более жадный.

Затем молодожены отламывают по кусочку от каравая, обмакивают в соль и угощают друг друга. Причем посолить хлеб нужно от души, чтобы в семейной жизни супруги больше ничем не насолили друг другу.

После этого новобрачные запивают хлеб вином, а бокалы разбивают о землю. По количеству и размеру осколков определяется счастье молодой семьи.

После отцовского благословения молодые целуют икону в знак принятия христианских заветов.

В завершение обряда молодожены благодарят и целуют родителей.

Как угощают караваем после встречи молодых

После обряда встречи молодоженов каравай передают крестным родителям пары. Именно они угощают всех гостей свадебным хлебом и предлагают взять "кусочек счастья" с собой для родственников, которые не присутствуют на торжестве. Проявлением неуважения и темных замыслов считается отказ гостя от кусочка каравая.

В некоторых районах каравай условно разделялся на три части: верхушку отдавали новобрачным, среднюю часть развали гостям, а низ был угощением для музыкантов. Украшения в виде косичек, птиц или колосьев раздавались незамужним девушкам.

Однако не все молодожены желали делиться семейным счастьем. В этом случае после обряда они не предлагали хлеб гостям, а заворачивали его в рушник и по кусочку съедали каждый день дома, считая, что так их молодая семья будет более крепкой.

Также существует традиция высушивания кусочка свадебного каравая и сохранения его как талисмана. В давние времена такой оберег брали с собой в дальнюю дорогу, считая, что он защитит от возможных неприятностей.

Традиции живы

Безусловно, какой каравай испечь, чем украсить, как его подать, кого угостить, какими словами приветствовать новобрачных и т. п. каждая семья решает для себя по-своему. Тем более, что сегодня заказать свадебный хлеб не является сложной задачей. В любой кондитерской вам испекут такой праздничный хлеб, какой вы пожелаете.

В наше время приятно видеть, что обычаи предков живы, и молодежь все чаще их придерживается. Ведь прожить долго и счастливо хочется каждой молодой семье. А старинный обряд с караваем наполнен особенным смыслом. Хлеб с солью – это и благословение, и защита счастья молодой семьи.

Что такое свадебные шишки?

Согласно истории, из остатков теста от каравая на Руси выпекали маленькие булочки – свадебные шишки. Их раздавали гостям с кусочками каравая или в знак благодарности при получении подарка. Сегодня свадебные шишки заменяют фруктами или конфетами, но и традиции выпекать специальную сдобу многие семьи придерживаются.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

www.syl.ru

Слова на хлеб соль 🍞🧂 на свадьбе: встреча молодожёнов с караваем

Ещё издавна на Руси существовала традиция, согласной которой было принято встречать молодых с хлебом и солью. Делали это родители. Сейчас этот обычай трансформировался. Раньше же он имел другую форму.

Молодожены должны были после свадьбы отправиться на постоянное место жительство к родителям жениха. И уже там мама суженого с сестрами и отцом встречала молодую семью, преподнося им каравай. Они желали тем самым хорошей жизни, которая будет гораздо лучше, чем у них.

Обычаи встречи молодых с караваем

В настоящее время традиция встречать с хлебом солью изменилась. Уже никто не проживает с родителями и свадьбы не проводят в домашних условиях. Важно отметить, что этот обычай настолько нравится молодоженам, что он до сих пор существует даже на современных свадьбах.

Мама встречает молодоженов в кафе или ресторане. Она стоит самая первая с караваем у порога. Задача молодых супругов состоит в необходимости отломить от каравая несколько кусков. Тот, у кого будет больший кусок, и будет являться главным в доме. А тот партнер, у которого останется маленький кусок, будет подчиняться.

С одной стороны, отказом от определенных обрядов, можно потерять самобытность свадебного торжества. А с другой стороны, это удобство и комфорт. Маме и папе нет необходимости ехать сразу после свадебного гуляния к себе домой. Безусловно, все это упрощает организацию свадебной церемонии.

Кроме того, подумайте, что приезжают в дом к родителям жениха не только молодые, но и вся свадебная процессия. А их как водится по гостеприимным традициям, необходимо накормить и угостить шампанским. Если убрать эту часть, то можно сэкономить денежные средства и подарить их молодой супружеской паре.

Прежде, чем проводить обряд хлеб-соль, родителям стоит подготовиться и заранее приобрести:

  • каравай;
  • рушник;
  • икону.

Раньше было принято выпекать каравай самостоятельно. Сейчас практически никто это не делает. В основном все заказывают на хлебопекарных производствах. Многие семьи после свадьбы задаются вопросом, куда девать каравай.

На этот вопрос есть несколько вариантов:

  1. Можно отдать молодым супругам.
  2. Порезать пополам и распределить между родителями и жениха, и невесты.
  3. Раздать на свадебном торжестве гостям.

Какой вариант выбрать уже предстоит решать родителям жениха, поскольку именно они и будут готовить каравай на свадебную церемонию. В основном все отдают молодоженам. Это очень вкусный хлеб со сладкими нотками. Поэтому на следующий день его можно с удовольствием съесть, запивая чаем.

Помимо самого каравая, стоит позаботиться и о рушнике. Он представляет собой полотенце, которое расшито в русско-народном стиле.

Обратите внимание, что обряд с караваем называется «хлеб-соль». Поэтому ну никак не обойтись в этом обычае без самой соли. Выпекается специальный хлеб с углублением, оно делается посередине. Именно туда аккуратно вставляется солонка. Молодые отщипывают по кусочку хлеба и макают его в соль.

Перед тем, как провести обряд хлеб-соль, родители должны благословить молодых. Для этого берется с собой икона и читается специальная молитва.

Нередко обряд каравай проводит тамада, однако она занимается самой организацией. В её обязанности входит встретить молодых, расставить остальных гостей, попросите фотографа организовать съемку.

А уже непосредственно сам обряд должны проводить родители. Именно их слов любви и поддержки ждут их дети, только что поженившиеся.

Слова поздравления

Каравай, как правило, держит именно мама. Это связано с тем, что женщина считается главной в доме по уюту, комфорту и еде. Она готовит, убирает и воспитывает детей. На её долю выпадает огромная ответственность. Поэтому она должна держать вкусный каравай и угощать им молодых.

В то же время отец не стоит без дела. У него в руках поднос с питием. После того, как супруги откусят каравай, им предлагается испить из кувшина. Он заготовлен заранее и служит для того, чтобы союз скрепить.

От родителей жениха

Мама перед тем, как произнести речь перед караваем выходит с иконой и просит невесту с женихом поцеловать святыню.

Она произносит молитву и просит Бога, чтобы жизнь её детей сложилось максимально красивым и гармоничным образом.

  1. Милые мои ребята, пусть ваша жизнь становится лишь краше и богаче день ото дня.
    Попробуйте вы наш, каравай, и пусть ваша жизнь сложится. Откусите кусочек за лапочку дочку и за маленького сыночка. Каравай наш сладкий как вся ваша дальнейшая жизнь. В нем нет изъянов также как и в ваших отношениях.
  2. Дорогие дети, примите от нашей семьи в вашу вкусный и сладкий каравай.
    Пусть он наполнит вашу жизнь счастьем, богатством и благоприятной атмосферой. Хочется пожелать любви, гармонии и безграничного счастья.

От родителей невесты

Произносят во время обряда хлеб-соль не только родители жениха, но и мама невесты.

  1. Молодожены, сегодня счастливый день для вас всех.
    Перед тем, как вы отведаете каравай, мне хотелось бы дать вам наказ. Любите друг друга, берегите и крепко держитесь. Ну и конечно, не забывайте про нас, ваших родителей. Мы будем молиться за вашу семью и надеяться на то, что она станет большой и крепкой.
  2. Ребята, отведайте скорее вкусный хлеб.
    И пусть он станет залогом здоровья и семейного долголетия. Обязательно поделитесь кусочком с самыми близкими для вас людьми. Каравай заряжен на положительные эмоции. Значит они обязательно произойдут с теми, кого вы любите.

Стихи на встречу молодоженов

Если вы хотите выглядеть оригинально, встречая молодую супружескую пару, то для них можно заготовить несколько несложных . Они не должны отличаться сложной рифмой.

Сделайте их максимально легкими и простыми.

Дорогие детки,
Отведайте наш каравай.
Он волшебный, неземной.
Смотрите, красивый он какой.
Пусть наше сладкое угощение.
Принесет вам побольше терпения.
Ведь именно от него,
Будет зависеть каково
Вам будет жить вместе.
Любите и смейтесь,
Веселитесь и живите.

Полезное видео

Хлеб и соль на свадьбе.

Встреча жениха и невесты родителями.

Встреча молодых у входа в ресторан.

Родители встречают молодых.

Заключение

Хлеб соль на свадьбу – это красивая традиция, которую смело можно назвать исконно русской. У многих остаются приятные воспоминания и впечатления после её проведения. Смело используйте данный обычай и на своем торжестве.

Кроме того, её подготовкой в основном занимаются родители. Их задача состоит в том, чтобы купить каравай и рушник. Безусловно, в такой момент не обойтись без трогательных слов, подготовленных заранее.

marry.guru

Обряд «хлеб-соль» | Свадебные традиции

Обряд «хлеб-соль» - это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью. Он уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу. А так как тогда дома были большие и вместительные, то места там хватало всем: от мала до стара. Поэтому жили молодожены вместе со всей семьей жениха. Так было принято.

По традиции, после венчания новобрачные первым делом отправлялись к родителям жениха. И те встречали их хлебом-солью. То есть приветствовали у себя дома как новых жильцов.

В наши же дни все молодожены норовят побыстрее переселиться в свою собственную квартиру или дом. С родителями ни кто жить не хочет. И традиция встречать жениха с невестой дома хлебом-солью потеряла свою актуальность.

Поэтому сейчас многие молодые пары не посещают дом жениха и обряд «хлеб-соль» проводится непосредственно в ресторане перед началом свадебного банкета. И превратился он в «обычно встречание родителями у ресторана с караваем».

Мне кажется, что от этого что-то теряется в свадьбе. Хотя с другой стороны так удобнее. Родителям жениха не нужно срываться со свадебной прогулки, и мчаться домой, чтобы успеть приготовиться к встречи молодоженов у себя дома хлебом-солью, а всей свадебной процессии фуршетом. Тогда они смогут сэкономить деньги на фуршете и подарить больше на свадьбу. А в ресторане этот обряд проведет профессиональный тамада. И это придаст всему действу намного больший эффект.

Для проведения обряда «хлеб-соль» родителям жениха необходимо позаботиться о  заказе специального каравая. Готов он должен быть за день до свадьбы. Чтобы не волноваться в последний момент.

Также нужно приготовить еще и рушник. Это специальное расшитое орнаментом кухонное полотенце, на которое кладется каравай.

Так как обряд называется «хлеб-соль», то нам не обойтись и без соли. Поэтому нужно приобрести еще и небольшую открытую солонку, наполнить ее солью и поместить на вершину каравая. Там для этой цели имеется специальное углубление.

Когда молодожены подъезжают к дому жениха, то его родители выходят им на встречу. Обычно мать жениха держит в руках рушник, на котором размещен каравай, а отец жениха держит икону. Бывает и наоборот: отец держит каравай, а мать икону.

Родители благословляют молодоженов иконой и встречают их в своем доме хлебом-солью, то есть предлагают им откусить от каравая по куску хлеба и обмакнуть его солью. По поверью, кто откусит больший кусок, тот и будет в доме хозяином. При этом руки использовать нельзя.

Бывает, что главенство в семье проверяется и другим способом. Берутся две тарелки, кладутся на землю, и накрываются покрывалом. Далее жених и невеста бьют ногой каждый по своей тарелке. У кого тарелка разобьется на большее количество осколков, тот и будет руководить в семье.

По одной из примет каравай, после того, как от него откусили молодожены, мать жениха не должна ни кому давать трогать. Его следует завернуть, и спрятать. А после свадьбы отнести в церковь и оставить там на столе для пожертвований. Тогда в молодой семье будет лад.

Но если вы в приметы не верите, то с караваем можно провести еще одно испытание: жених и невеста разламывают каравай пополам и бегут каждый со своей половинкой угощать гостей. Тот из молодоженов, кто справится с заданием быстрее, будет кормильцем в семье.

Далее родители жениха приглашают молодоженов вместе с гостями в дом. При этом часто жених заносит невесту в дом на руках. Это в старые времена делалось от сглаза. Ну а сейчас традиция такая осталась.

В этот момент иногда проводится повторное, после ЗАГС, обсыпание молодоженов монетами и конфетами. Смысл этого действа здесь такой: чтобы дом, в который входят молодожены, был богат, а жилось им там сладостно.

Правда бывает, что достается и гостям. Недавно мы были на свадьбе в деревне. Так там мать жениха так усердно разбрасывала деньги и сладости, что среди гостей оказалось несколько пострадавших. Я и сам в последний момент успел поймать монету, летящую на большой скорости точно мне в глаз.

В доме родителей жениха, как правило, проводится небольшой фуршет, так сказать генеральная репетиция перед свадебным банкетом, на котором гости, в который уже раз, поздравляют молодоженов и произносят всякого рода напутственные речи.

Естественно, фуршет как и на выкупе должен быть небольшим. Закуски составляются только из бутербродов и подобных им вещей. Вряд ли кто то в этот момент станет есть салаты. Тем более, что впереди свадебный банкет.

Ну, а если вы все же решите приготовить салат, то не забудьте подготовить и ложки. А то ведь как бывает: салаты есть, а ложек нет. Кушайте гости дорогие. Ни в чем себе не отказывайте.

После фуршета можно устроить небольшой отдых перед долгим свадебным вечером. Ну, а потом в путь …

Cвадебный портал Суперсемья.ру

www.superfamily.ru

кто должен держать свадебный хлеб, соль и икону, какие слова говорят родители молодоженам во время обряда

Русская традиция встречи новобрачных с караваем сохраняется до сих пор и присутствует практически на всех свадьбах. Что в ней особенного? Какие нюансы нужно знать, организуя каравайный обряд?

Содержание статьи

Кто встречает молодоженов хлебом и солью?

По старинному обычаю встречать молодоженов должны родители жениха. Угощая хлебом-солью, они благословляют новую семью и принимают невестку в свой дом.

К сожалению, бывают ситуации, когда родители жениха по каким-либо причинам не могут присутствовать на свадьбе. Что делать в этом случае?

Преподнести каравай могут другие близкие родственники, которые принимали участие в воспитании жениха. Это могут сделать, например, его бабушка и дедушка. Если же со стороны новоиспеченного супруга не найдется подходящих кандидатур, то можно попросить поучаствовать родителей невесты.

Дополнительно: Каким должен быть каравай и где его заказать? Какие бывают суеверия и приметы? Что означают узоры на каравае? Читайте об этом в нашей предыдущей статье.

Где встречать?

В Древней Руси встреча новобрачных происходила после обряда венчания на пороге дома жениха, где впоследствии должны были поселиться и молодожены. Так родители символично принимали молодую хозяйку в свою семью.

Сейчас эта традиция несколько изменилась. Большинство пар ограничиваются лишь росписью в ЗАГСе, а празднование современной свадьбы перенеслось в кафе и рестораны. Поэтому в целях экономии времени и встречу молодых организуют чаще всего не у дома, а на входе в ресторан или любое другое место, где отмечается торжество.

Необходимые аксессуары

Помимо приготовления свадебного хлеба следует позаботиться и о других вещах. Для обряда понадобится следующее:

  1. красиво вышитый рушник;
  2. солонка с солью;
  3. Икона Божьей Матери или Николая Угодника;
  4. бокалы с шампанским или вином.

Примерный сценарий встречи

  1. Организовать яркую встречу молодых помогут и все гости, которые обычно встают в две шеренги, пропуская жениха и невесту к родителям, держащим каравай и икону.
  2. Приветственные слова и поздравления матери жениха.
  3. Угощение караваем.
  4. Благословение иконой.
  5. Ответные слова молодых.
  6. Поздравления и аплодисменты гостей, осыпание лепестками цветов, рисом, монетками.
  7. Приглашение всех на празднование в зал ресторана.

Совет! Часто бывает, что от волнения родители теряются, забывают слова и не знают, как себя вести, поэтому будет лучше поручить руководство всем действом ведущему. Он подскажет очередность выступления каждого из участников и сгладит непредвиденные неприятные ситуации.

Как подавать свадебный каравай?

Главная роль в потчевании молодых караваем отводится свекрови. Именно она должна держать свадебный хлеб, произносить напутственные слова и пожелания.

Преподнести угощение нужно торжественно и, в то же время, душевно, поэтому матери жениха лучше заранее подготовить небольшую трогательную речь-поздравление. Отец жениха держит икону и затем благословляет ей новобрачных на счастливую жизнь.

Что говорить? Слова родителей

Ниже мы подобрали несколько текстов, которые вы можете использовать, приветствуя и благословляя новоиспчённых мужа и жену.

Совет! Самым оптимальным вариантом будет подготовить 3-4 предложения, составленных своими словами. В них вы можете включить самые искренние пожелания своим детям. Не забудьте записать их на листок бумаги, так как день будет волнительным не только для молодоженов.



Что должны сделать молодые?

Допустимы два варианта:

  1. Молодые отламывают по небольшому кусочку, обмакивают их в соль и угощают друг друга. Это означает заботу супругов в семейной жизни.
  2. Жених и невеста по очереди откусывают от хлеба, определяя хозяина в доме. Откусивший больший кусок считается главой семьи.

Видео-инструкция

Детальный разбор сценария встречи новобрачных хлебом с солью:

Традиция встречи молодых с караваем сохраняется благодаря её простоте, сердечности и красоте. Если ваша пара уважает старинные русские обычаи, то стоит заранее подготовиться к каравайному обряду: определиться с выбором каравая, аксессуаров, участников этого действа и их речами. Тогда всё пройдет замечательно.

weddy.club

Хлеб-соль — Википедия

Хлеб-соль на русской свадьбе

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы[1].

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель[2].

Сочетание хлеба и соли у всех славянских народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло»[1].

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом[3].

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота[4].

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора»[5]. На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

В местечке Костюковичи (Климовичский уезд Могилевской губернии) «выгоняя в первый раз скот в поле, накроют стол скатертью, положат хлеб с солью, зажгут святые свечи, помолятся богу; потом отрежут окрай хлеба, посыплют солью, завернут в тряпку и выдут на двор к собранному скоту». Пригнав животных к кустам, хозяин клал под куст на вербную ветку хлеб и, отвесив тридцать земных поклонов, произносил: «Хозяин, на тебе хлеб и соль! Паси мой скот, штоб ня было ни якай шкоды!»[6]. Сходными приёмами старались умилостивить природных духов — лешего, водяного, полевика, подкустовника, межевика и т. п.

Крестьяне Смоленской губернии при пропаже скотины делали «относ русалкам»: собирали в узел лапти, онучи, хлеб-соль и относили в лес, оставляя узел на дереве с приговором: «Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотинку возвратите!»[7].

Во время засухи на Житомирщине шли к старому колодцу: впереди три вдовы: одна несла икону, другая хлеб-соль, третья их сопровождала. Все брались за руки, молились, просили послать дождь и трижды обходили колодец[8].

На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня св. Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него разведенный мёд (сыть, канун), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы[9].

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки своё(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»[2]
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь
  1. 1 2 Топорков, 2007, с. 868—869.
  2. 1 2 Даль, 1880—1882.
  3. ↑ Плотникова, Усачёва, 1999, с. 117.
  4. ↑ Левкиевская, 1999, с. 123.
  5. ↑ Агапкина, 1999, с. 274.
  6. ↑ Соколова, 1979, с. 159.
  7. ↑ Виноградова, Толстая, 2004, с. 82.
  8. ↑ Толстая, 1999, с. 107.
  9. ↑ Милорадович, 1991, с. 377.
  1. Заслонка / Агапкина Т. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 273–275. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Лапти / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 79–82. — ISBN 5-7133-1207-0.
  3. Хлеб-соль // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  4. Домовой / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  5. Милорадович В. П. Малорусские народные поверья и рассказы о Пятнице // Українцi: народнi вірування, повір'я, демонологія / Составление, примечание А. П. Пономарева, Т. В. Косминой, О. О. Боряк. — К.: Либідь, 1991. — С. 120–124. — ISBN 5-325-00371-2.
  6. Дом / Плотникова А. А., Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 116–120. — ISBN 5-7133-0982-7.
  7. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М.: Наука, 1979. — 286 с. — (Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая).
  8. Страхов А. Б. Культ хлеба у восточных славян. — München: Verlag Olto Sagner, 1991. — 248 с. — ISBN 3-87690-492-7.
  9. Дождь / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 106–111. — ISBN 5-7133-0982-7.
  10. Топорков А. Хлеб-соль // Русский образ жизни / ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 869. — ISBN 978-5-902725-05-3. Архивировано 25 июля 2015 года.

ru.wikipedia.org

Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Гостеприимство — традиция


Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза


Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба — смерть, без соли смех».

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем


Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай — символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

www.kakprosto.ru

"хлеб да соль" на счастье молодоженам

Подношение свадебного каравая — один из самых важных и древних свадебных обычаев, который сквозь время не растерял себя, а наоборот, ценится и не пренебрегается и по сей день.

Короткий, но такой важный момент на свадьбе, не только для молодоженов, но и для родителей —  встреча на пороге нового места жительства молодых, в современной интерпретации  — перед  банкетным залом с пышным и красивым караваем, по обычаю, который готовит мама жениха.  Замечательный  способ показать свою любовь и заботу — испечь каравай на свадьбу самим. Если испечь каравай самостоятельно невозможно,  всегда можно заказать в специализированных магазинах, кондитерских, обговорив заранее все предпочтения по оформлению.

Свадебный хлеб никогда не воспринимали, как обычную пищу. В него вкладывали сакральный смысл, он являл собой роль оберега для новой семьи, укрывал от горя и ненастий на жизненном пути.

Также  его преподносили, как символ плодородия,  семейного счастья, процветания, богатства и сытости.

Для этого «русская свадьба» обязательно должна была иметь форму круга, символизируя Солнце. А Солнце, в свою очередь приравнивалось к главному Божеству на Руси – Богу Яриле. По преданию, в тот самый момент, когда молодые коснуться каравая, Бог Солнца спускался с небес на землю, чтобы одарить  молодых, вступающих на семейный путь своей лаской, благословением и любовью. Надо понимать, что караваю отдавалось исключительное значение среди всех свадебных обычаев.

Хлеб во все времена  был предметом особого уважения.

На столе молодоженов свадебный каравай всегда располагался на самом почетном месте.

Считалось, что он носил в себе великий дар божий. Поэтому после свадьбы было принято оставлять каравай в церкви, для пожертвований.

Небольшой кусочек от свадебного каравая тщательно высушивали и сохраняли  на долгие годы. Передавая его из поколения к поколению,  и даже отправляли с солдатами на войну, считалось, что он сохранит их от пуль, невзгод и прочих бед.

Выпечка и украшение свадебного каравая

Большое значение отдавалось процессу выпекания свадебного хлеба.Раньше в дом к родителям жениха приглашались каравайницы —  женщины, которые отличались самыми ладными  семьями, были счастливы в супружестве, имели красивых и работящих детей.

 

 

Во время замеса теста пели обрядовые песни, читали молитвы, говорили о благополучии и счастья новоиспеченной семьи.

Украшались караваи красивыми узорами из теста. Это могли быть колосья пшеницы, плетеные косы, сердца и ягоды, птицы. Колосья на свадебном каравае олицетворяли благое состояние семьи, ягодами обозначалась нерушимая любовь , а цветы были символом чистоты и непорочности невесты.

Мотивы украшения сохранились и на современных караваях. Интересно, что украшения и плетеные детали с каравая можно было раздать только незамужним девушкам, существовало поверье, если дева оставит  кусочек свадебного хлеба под подушкой, то  ночью во сне можно будет встретиться со своим суженным.

Особое внимание уделялось размеру будущего каравая, чем больше, пышнее и румянее выходила выпечка, тем благополучней и плодородней должна была состояться будущая семейная жизнь молодых.

Свадебный хлеб всегда преподносился на длинном белоснежном полотенце,  на котором вручную вышивались птицы ( петухи и др.) — как символ зарождения новой семьи. Свадебное полотенце для каравая  именовалось – хлебосольный  рушник.

На свадьбе  традиционно было несколько видов рушников. Родительский, союзный, венчальный и хлебосольный для каравая. Поверх каравая устанавливалась солонка с солью

Встреча молодых перед свадебным караваем

Традиция подношения  молодым свадебного каравая с солью, все чаще проводится после церемонии ЗАГСА, перед входом в банкетный зал. Лучше всего обратиться к помощи ведущего, который в свою очередь сможет быстро и складно организовать гостей для встречи с новообразовавшейся семьей.

Всех присутствующих располагают в  живой коридор, где в самом  конце , по центру,  стоят родители с «хлебом и солью». По древнему обычаю,  каравай в руках у  матери  жениха, отец (по желанию), может держать икону. Родителям невесты вы можете дать бокалы с шампанским, которые после ритуала дети разбивают — «на счастье». Родители преподносят каравай с теплыми словами и искренними поздравлениями.

Можно обговорить заранее, как будет делиться каравай молодыми. Два самых распространенных способа: 1. Молодожены откусываете каравай, таким образом, определяя, кто будет хозяином в доме.

  1. Второй вариант, когда молодые отламывают куски каравая и солят, и кормят любимого.

Что лучше? Для видеосъемки все-таки выигрышней  вариант, когда молодые ломают каравай, ведь, когда  молодожены в кадре пытаются откусить кусок от каравая, это почти всегда выглядит не очень непривлекательно.

На современных свадьбах, чаще всего,  караваем угощают всех гостей торжества. Говорят, что если не попробовал каравай со свадебного стола, но и на свадьбе не был. По древнерусским традициям отказаться от каравая – знак неуважения к семье молодых.

Традиции, связанные с караваем настолько глубоко уходят в корни, что современным парам  не стоит забывать их, а отнестись с должным уважением и почетом.


Загрузка...

isvadby.ru

значение, культурные традиции, народные обряды и приметы

Как часто вы принимаете гостей, собираете стол, устраиваете званые обеды или ужины? Для этого нужен особый праздничный повод или же для приема достаточно просто хорошего настроения? Русский народ всегда славился своим гостеприимством, желанием и умением принимать в своем доме других людей. Такое радушие стало не просто национальной чертой характера, но частью нашего самосознания, менталитета. Гостеприимство иначе называют в народе хлебосольством. Слово это произошло от того, что встречать гостей издревле было принято на Руси хлебом с солью. А вот откуда пошла эта традиция и что символизируют эти продукты питания, читайте в статье.

Хлеб - всему голова

Сколько пословиц и поговорок вы знаете о хлебе? Наверняка и подсчитать сложно. В русском фольклоре хлеб является одним из самых значимых символов. Именно символов, ведь за несколько столетий он из простого продукта питания, состоящего из муки и воды, превратился в народном сознании в знак основы чего-либо. Без хлеба не начинали обед, он должен был быть всегда на столе, и каждая хозяйка умела испечь вкуснейший каравай, рецепт которого передавался из поколения в поколение, от бабушки к внучке, от матери к дочери.

Хлебу - особое уважение

Как уже было сказано, хлеб не считался на Руси обычным, рядовым продуктом, поэтому и относились к нему всегда особенно. Так, хлебные крошки со стола никогда не выкидывались, а собирались в ладонь и сжигались в печи либо их нужно было отдать птичкам на пропитание. Каравай хлеба, поставленный под образами, считался символом единения бога с людьми - верили, что так в дом прибудет особая благодать.

Не пересолить!

А почему же именно хлеб с солью, а например, не хлеб с сахаром или каким-то другим продуктом? Во-первых, соль появилась на Руси намного раньше, чем другие специи, чем тот же сахар, к примеру. Но не так рано, чтобы она считалась совершенно обычным продуктом, который используется повсеместно (ну, как у нас теперь). Соль в древние времена была довольно редким и дорогим продуктом, поэтому использовали ее экономно. Как правило, на столе всегда стояла какая-либо посуда, наполненная солью, однако брали ее оттуда нечасто. Такая солонка больше использовалась как оберег. Горькая, она была призвана отпугивать несчастья и беды.

Дом - полная чаша

Если в семье древнего славянина водились хлеб с солью, значит, дом его считался благополучным. А как важно показать свой достаток, продемонстрировать то, что этим достатком готов поделиться и с другим. Хлеб с солью в данном случае говорят сами за себя: "В этом доме будет сытно и тепло, здесь тебя хорошо примут".

С наилучшими пожеланиями

Кроме всего прочего, встречать хлебом-солью дорого гостя - значит желать ему всего хорошего: добра, благополучия, богатства. В таком случае каравай подавали на белом, чистейшем льняном рушнике, как правило, с символическим орнаментом, вышитым по краям. Этот льняной лоскут означал дорогу, по которой человек добирался до дома хозяев.

Отказываться от приглашения хлебом-солью было категорически запрещено. Это означало не только оскорбление хозяев. Люди верили, что так можно навлечь на себя большую беду.

Хлебосольное благословение

Имеет свое значение хлеб и соль при обряде благословения - например, родительского. Если отец с матерью желают своему ребенку исполнить намеченные планы, осуществить свои мечты, они дают свое благословение - то есть пожелание удачи в начинаниях. Такой обычай благословлять детей зачастую подкреплялся определенными действиями: иногда мать дарила сыну вышитую собственной рукой рубаху, в других случаях отец передавал ребенку свою личную вещь (к примеру, оружие). Одним из обрядовых действий было именно подношение хлеба с солью. В некоторых регионах каравай сразу разламывали, чтобы крошки, с него упавшие, подобрали птицы (добрые попутчики в долгой дороге), в других областях, наоборот, хлеб давали с собой, чтобы в пути было чем подкрепиться.

Вместо нотариуса

Кроме того, с помощью хлеба с солью можно было заключить сделку. Договор, подкрепленный хлебосольной трапезой, считался нерушимым - расторгнуть его было невозможно, а нарушить условие означало сильно согрешить перед Богом. Возьмем, к примеру, договор между родителями жениха и невесты. Если сваты согласились поженить своих детей и подкрепили уговор, съев каждый по куску одного каравая, то свадьба между молодыми должна состояться при любых условиях.

Вариацией совершения "хлебной" сделки являлась клятва на каравае - тогда каждый из участников договора произносил свое клятвенное обещание, заверяя его тем, что держал правую руку на хлебе. Не правда ли, напоминает современную клятву на Библии или же Конституции (как это делает президент).

Каждому по кусочку

Наконец-таки пришло время есть каравай! Его было принято разделить на всех - каждому должен достаться кусочек "счастливого хлеба". При этом резать его было нельзя - острые предметы "убивают" всю чудодейственную силу хлеба, есть его нужно только при помощи рук - хорошо вымытых и сухих. И обязательно после молитвы.

Кстати, разделить на всех - значит не просто отломить по куску для каждого члена семьи. Каждый раз оставлялась и краюшка для домового. Суеверия играли большую роль в семьях древних славян, поэтому многие хозяйки все время клали черный хлеб с солью за печкой - для того, чтобы задобрить домового, который в этом уголке обитает.

И вам приятного аппетита....

Если вам за обедом кто-то вдруг громко крикнул: "Хлеб-соль", не пугайтесь. Это он просто-напросто перевоплотился в средневекового жителя Руси. Ведь именно такие слова было принято произносить, когда хочешь пожелать приятного аппетита. Яков Рейтенфельс, курляндский историк-путешественник семнадцатого века, писал о том, что так московиты отгоняют злые силы. В магическое значение выражения "хлеб-соль" верили очень долго. Считалось также хорошим тоном произнести данную фразу после еды - в знак благодарности и опять же для того, чтобы недобрые духи не смогли повредить человеку.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала....

Часто ли вы бываете на свадьбах? Для регулярных посетителей этого торжества, наверняка, знакома традиция подавать молодоженам большой праздничный каравай. Но ведь не просто так жениха с невестой принято встречать хлебом-солью. Значение этого обычая состоит в том, что родители будущего мужа (а изначально именно на пороге их дома нужно было приветствовать брачующихся) охотно принимают невестку в свою семью, желают ее видеть в своем доме в качестве нового члена семейства.

Кроме того, что родители жениха встречают молодоженов караваем, который, кстати говоря, должна испечь будущая свекровь, хозяйка дома. И жених, и невеста откусывают по куску от хлеба, не прибегая к помощи рук. Затем все присутствующие смотрят, кто же из брачующихся откусил от каравая больше. Тот, чей укус оказался больше, тот, согласно поверью, и будет хозяйничать в доме, станет главой семьи. Конечно, обычно, в силу физиологических особенностей, мужчина откусывает хлеба больше, он и признается головой дома, женщине же достается скромная роль шеи.

Каравай, каравай, кого любишь выбирай!

Хлеб может быть самым разным: ржаным или пшеничным, со злаками или с изюмом, солодовым, маковым, сладким, соленым, мягким, черствым... Одно всегда неизменно: это не просто хлебобулочное изделие, приготовленное по определенному рецепту. Настоящий хлеб печется хозяйкой с душой, она всегда вкладывает в свою работу особое послание, чтобы потом передать его тем, кто будет этот хлеб пробовать.

fb.ru

Все о свадебном каравае. Приметы для молодоженов.

Свадьба — это торжественное и очень важное событие для молодой семьи. Все, что происходит в этот день имеет свое символическое и историческое значение. Современная жизнь предлагает массу креативных сценариев проведения этого праздника двух сердец, но есть обычаи, которые все же следует знать, чтить и соблюдать. Это наше культурное наследие. Это связь веков, поколений. Традиции на то и существуют, что их нужность проверена столетиями. Итак, каравай!

Издревле славилась наша Россия-матушка своей хлебосольностью. Хлеб всегда был главным на столе в доме. Недаром с ним связано столько народных пословиц и поговорок. Труд хлебороба всегда считался одним из труднейших и важных. Выкинуть хлеб считается большим грехом. И в день росписи или венчания к караваю на Руси всегда относились с большим почетом и уважением, а не для галочки. В нем заложена сила любви, земли, здоровья, плодовитости, верности, богатства.

Обряд выпекания свадебного каравая

Выпечка каравая считалась в старину ответственным мероприятием, к которому также было необходимо подготовиться. Существовал целый ритуал.

  • Воду для теста приносили из семи колодцев.

  • Муку — из семи мешков, только пшеничную.

  • Замешивали тесто в доме жениха, под присмотром крестной матери.

  • Участвующих в процессе должно быть нечетное количество.

  • Женщины бездетные, незамужние, разведенные, вдовы к тесту не допускались.

  • Таинство происходило без участия невесты.

  • На присутствующих должны были быть нательные кресты.

  • Замешивала тесто женщина счастливая в браке, родившая здоровых детей.

  • Остальные по очереди читали молитвы.

  • Каравай пекли в форме солнца, оберега для молодой семьи.

  • В середине выпекалось углубление для солонки.

  • В печь обрядовый хлеб ставил женатый мужчина, также читая молитву.

  • Для украшения делали из теста косички, дополняя гроздьями калины.

  • До свадьбы другим людям каравай видеть строго запрещалось.

  • Один человек обязательно следил, чтобы никто его не увидел.

Каравайные приметы

  • Чем пышнее выпекался каравай, тем благополучнее предрекалась жизнь молодым.

  • Если лопнул каравай — дурная примета.

  • Подгоревший — сварливый муж.

  • Из оставшегося теста выпекали маленькие шишки, птички, добавляя монеты на богатство.

  • Во время посадки каравая в печь холостые парни трижды подпрыгивали, а незамужние девушки выкатывали на улицу кадку и забрасывали на крышу лопату. Это делалось на любовь, чтобы вскоре найти свою вторую половинку.

  • Резать каравай могут только крестные.

  • Не попробовать на свадьбе каравай — все равно, что не быть приглашенным.

  • Тем, кто не смог придти к свадебному застолью, кусок обязательно отправляли домой.

  • Иногда кусочки засушивали как амулет на удачу, как оберег от дурного глаза.

  • Засушенные кусочки свадебного хлеба давали детям, на удачу в дороге.

Рушник под свадебный каравай

Рушник — это длинное полотенце, на котором мать жениха держит каравай при встрече молодоженов. Эта деталь свадебного обряда так же как и каравай имеет очень важное значение. Какое-нибудь полотенце для этого не подойдет. Тут значима каждая мелочь.

  • Самой большой удачей будет полученный рушник от предков, у которых была гладкая, счастливая семейная жизнь. (только от родных людей, это очень важно)

  • На Руси невеста сама вышивала себе к свадьбе рушники, задолго до нее.

  • Нельзя вышивать соловья и кукушку, это символы холостых ребят и девчат.

  • Птицы, вышитые в разные стороны — к разводу.

  • В середине вышивки быть не должно, это «Божье место».

  • Вышитые слова «Хлеб да соль» символизируют богатство и согласие.

  • Рушник должен быть из одного куска ткани, сшитые части рушника — к скорой смерти одного из молодых супругов.

  • Если на рушнике имеется символичное значение молодых, пара колец или пара петухов, и пр., то над ними не должно быть горизонтальной вышивки, она отделит пару от чистой белой середины, которая олицетворяет Божье начало.

  • Вышитые свадебные кольца не должны быть замкнуты.

  • Нитки для вышивки должны быть натуральные, искусственные нитки — и искусственной жизни.

  • Вышивать нужно начинать в четверг, прочтя молитву.

  • Закончить работу нужно теми же иголками, что и начатыми. Сменить иголку — дурной знак. Иголки, купленные в понедельник принесут удачу. Их должно быть ровно по цветам ниток для вышивки.

  • При вышивке сидеть спиной к окну нельзя.

  • После свадьбы рушник хранят дома, брать рушники напрокат нельзя.

  • Хорошо было бы расстелить рушник на траву в полнолуние под яркими звездами, а потом высушить его на солнышке. Считается, что звезды передадут свою яркость. Луна олицетворяет плодовитость. Солнышко подарит свет и богатство.

  • Затем свадебный рушник скручивают в трубочку, и хранят в таком виде. По приметам, разная нечисть и беды будут только кругами ходить, а внутрь семьи не сунутся.

Сегодня, при нашей бурной жизни, вряд ли кто-то из невест собственноручно занимается вышивкой рушника на свадьбу. Но, покупая готовое изделие, или заказывая его, можно обратить внимание на целостность полотна, орнамент, нитки. Если подумать, то ведь и в браке важна каждая деталь. Большое — оно, как известно, состоит из мелочей.

Декор свадебного каравая

Обычно на Руси недолго мудрили с украшениями на каравай, главным был сам обрядовый хлеб. Украшали цветами или косичками из теста, добавляли гроздья калины красной. Калина всегда считалась символом любви, плодовитости. И все же каждый рисунок имеет свое символическое значение, потому что потом, при делении каравая, все его украшения доставались молодым незамужним девушкам на удачу в поисках суженого. Итак, украшения!

  • Колоски пшеницы, ровно как и другие растения или травы — символ земли, тепла, плодородия. Пожелание молодым здоровых детей.

  • Лебеди, изображенные парой, — символ верности.

  • Виноградные гроздья — достаток в доме молодой пары.

  • Виноградная лоза — укрепление брачных уз, продолжение рода.

  • Коса означает готовность девушки стать женой.

  • Роза символизирует женскую красу.

  • Калина — главный символ любви, объединения, красоты и счастья.

В старину украшения на каравае совпадали с украшениями на рушнике. Прекрасно, если украшения вылеплены из того же благодатного теста, что и сам каравай, но это встречается сегодня редко. Только опытные пекари знают, как это сделать красиво и вкусно. Пышность, величие, монументальность украшений на свадебном каравае говорит о большом желании родителей и крестных пожелать детям материального достатка.

Соль на свадебный каравай

Соль — особая, почитаемая приправа на Руси. Когда-то давно соль стоила огромных денег, позволить себе ее могли только люди богатые, и символизировала она достаток, успешную жизнь. Соль обладает уникальными свойствами, она не только добавляет вкуса к пресной пище, она имеет еще и антисептическое действие, и консервирующее свойство. Со временем соль приобретала все больше и магическое значение. Она считалась универсальным средством от всякой нечисти, от злых духов.

Существовали даже «клятва на соли» и «договор соли», что означало присягать на верность. Совместное поедание пищи, приправленной солью, означало нерушимый союз верности между людьми. По старинному поверью, если человек ел с кем-то соль, то он связывал себя с ним навеки. Древние евреи называли самые священные обязательства «заветом соли». Соль — символ дружбы, верности, любви.

Примет, связанных с солью, в том числе и на свадьбе, существует немало. Итак, соль!

  • Считается, что вкусившие хлеб и соль, врагами быть не могут, поэтому жених и невеста сами должны щедро посыпать свои куски хлеба солью, и те, кого они будут угощать, тоже о соли не забывали.

  • Просыпать соль — к ссоре, поэтому если решено свадебный каравай ломать, то солонку следует заранее вынуть.

  • Чтобы любовь мужа была вечной, невесте необходимо наговорить на соль «Как люди соль любят, так бы муж жену любил».

  • Соль, оставшуюся от свадебного каравая, нужно ссыпать в мешочек и хранить как оберег. В трудные минуты жизни щепотка свадебной соли обязательно поможет.

  • В старину эту соль клали в детскую люльку, чтобы уберечь ребенка от любых невзгод.

  • Соль нельзя покупать в понедельник и в субботу, в эти дни есть риск навлечь ссоры на долгое время.

  • После того как каравай посолили, нужно плотно закрыть солонку и убрать от посторонних глаз. Соль быстро впитывает чужие мысли.

Соль — очень важная и нужная вещь в доме. Нужно относиться к ней с большим уважением, и тогда в доме будет постоянно атмосфера тепла, любви и гармонии.

Вручение каравая молодым

Вручение каравая означает окончание свадебной церемонии. Теперь юность и беспечность остались позади. После венчания или росписи, перед началом свадебного застолья, родители встречают молодых хлебом и солью. Здесь также немаловажно соблюсти некоторые правила.

  • Каравай вручает мать жениха.

  • Молодожены должны сначала поблагодарить за каравай родителей.

  • В старину каравай трижды целовали.

  • Молодые пробуют каравай перед входом в банкетный зал.

  • Новобрачные пробуют каравай по-разному. Одни кусают от целого каравая, при этом считается, кто больше откусит, тому быть хозяином в доме. Другие ломают каравай (важно не забыть про солонку), тут бытует поверье, кто больше отломит, тот более жадный. Но сейчас все больше молодые просто отламывают по кусочку и дегустируют.

  • Делить каравай должны крестные.

  • Верх каравая положен молодым, середина — гостям, низ — музыкантам, а украшения — незамужним девушкам.

  • Каравай выпекают только один раз, при первом вступлении в брак.

Соблюдать ли традиции, верить ли в приметы и суеверия, каждый решает для себя сам. Но так богата Русь-матушка своими красивыми обычаями. Сегодня многие обряды давно не соблюдаются, ушли в прошлое прекрасные традиции русской народной свадьбы. И в то же время появляется все больше желающих возродить свадебное наследие Руси.

Поделиться ссылкой:

vmireprazdnika.ru

Каравай. Что с ним делать после свадьбы?

Встреча молодоженов после обряда бракосочетания хлебом-солью, а точнее, свадебным караваем, входит в традиции русского народа и ближних соседей. При этом немногие знают, как поступить с обрядовым хлебом и украшающей его солонкой после окончания торжества.

Роль свадебного хлеба в церемонии

Угощают караваем молодых родители жениха, причем процедура угощения может отличаться: можно откусить или отломить кусочек пирога, посолить его или оставить солонку только как украшение.

Совет! Следует отметить, что для сладких, сдобных изделий с маком, изюмом, орехами, ванилью добавка соли может оказаться лишней.

В зависимости от традиций местности и пожеланий молодоженов, хлеб выпекается на заказ, покупается готовым или печется лично кем-то из близких родственников или друзей.

Покупной или сделанный на заказ обрядовый хлеб не имеет такого значения, как выпеченный самостоятельно, и имеет стандартную форму и вид. Самостоятельно приготовленный может быть произвольно украшен, выполнен в виде трех слоев или иметь какие-либо другие отличительные особенности.

Как поступить с караваем после торжества?

Что делать после свадьбы с караваем? Разберем несколько вариантов ниже:

  1. Один из вариантов – сдобное тесто после «снятия пробы» молодоженами относится в их будущий дом и съедается либо ими обоими, либо только молодым мужем. Считается, что чем большую часть каравая съест новобрачный, тем более плодовитой будет семья и тем скорее следует ожидать рождения первенца.
  2. Возможен также другой способ использования обрядового хлеба: он забирается молодоженами и высушивается, крошки и сухари съедаются в моменты нездоровья или неудач.
  3. Иногда каравай после того, как от него откусят или отломят кусочки молодожены, делится между всеми гостями. Они могут съесть его сами либо отнести домой и поделиться с близкими. В ответ на угощение гости дарят подарки молодым.
  4. При соблюдении христианских традицией надкушенный или нетронутый каравай относится в церковь (туда, где венчались супруги или другую) и оставляется на столе для пожертвований.
  5. Оригинальные «трехслойные» караваи делились по принципу: верхний, самый маленький, ярус, съедали молодожены. Второй, больший, делился между родственниками жениха и невесты. Третьим, самым большим, оделяли прочих гостей. В деревнях, где практически все гости – родственники свежеиспеченных супругов, третий ярус использовали для угощения музыкантов.

Интересно, что наделение гостей кусочками свадебного каравая в обмен на подарки и поздравления похоже на аналогичный ритуал со свадебным тортом на европейских и американских свадьбах.

Что делать с солью?

Верх каравая дополняют красивой солонкой, наполненной крупной или мелкой солью, или же насыпают соль непосредственно в углубление на хлебе. Куда она девается после того, как обрядовым хлебом встретили молодых?

Соль может быть либо съедена с хлебом, либо пересыпана в отдельный мешочек (обязательно из натуральной ткани) и сохранена вместе с рушником, на котором подавали хлеб. Это касается и случаев, когда обрядовую выпечку съедают молодые, и когда ее раздают гостям.

Если же хлеб относят в церковь, соль либо отдают вместе с ним (и солонкой, рушником), либо сохраняют отдельно.

Хранение соли, рушника, крошек и сухарей от каравая – следование не христианским, а языческим традициям. Эти предметы выполняют роль оберега молодой семьи.

Читайте также: по традиции свадебный хлеб подают на специальном полотенце, которое называется «рушник». Какие они бывают, как его выбрать и где приобрести, читайте в статье по ссылке.

Какой бы вариант использования каравая во время свадебной церемонии или после нее не был выбран, важно помнить: это лишь один из символов празднества.

Не стоит придавать большое значение приметам и традициям, семейную жизнь надо строить самостоятельно. Брак – дорога в две стороны, и для его успешности важны усилия обоих супругов, а не следование обрядам и традиционным церемониям.

weddy.club


Смотрите также